Контейнеры: общие сведения

Дата: 30.01.2020
Контейнеры: общие сведения

В этой главе мы рассмотрим основные технические особенности грузовых транспортных единиц (ГТЕ) и вопросы обеспечения безопасности грузов, но не будем анализировать ни общепринятое использование контейнеров, ни экономическую целесообразность их применения.

Объяснение терминов

В английском языке присутствует некоторая двусмысленность относительно значения слова «контейнер» (от латинского: continere = to include=содержать), но в контексте данного руководства это слово следует понимать как транспортный контейнер, большой или маленький.

Американский толковый словарь английского языка определяет контейнер как «большую многоразовую емкость, которая может вместить меньшие коробки или ящики в одной партии груза, используемая для повышения эффективности грузообработки». На обычном американском языке этот тип контейнера часто называют «фургоном», хотя в большинстве словарей фургоном называют автомобиль, грузовик или вагон.

В прошлом, в сфере грузоперевозок, термином «контейнер» обозначали стандартизированные транспортные единицы различных категорий, размеры которых были настолько согласованы друг с другом, что их можно было объединять в «транспортные модули». В наше время, это до сих пор отчасти соответствует действительности, но, тем не менее, использование этого термина все больше распространяется контейнеры для тяжеловесных или громоздких грузов, которые перевозятся автомобильным, железнодорожным, водным и даже воздушным транспортом.

Эта часть «Контейнерного справочника» посвящена, в частности, упаковке и закреплению грузов в контейнерах. Однако инструкции по упаковке и закреплению в равной степени применимы к ГТЕ, как это определено соответствующими Рекомендациями.

В «Рекомендациях по упаковке грузов, за исключением насыпных, в ГТЕ или на них, применимых к перевозкам на всех наземных и водных видам транспорта», действующих с 17 февраля 1999 года, определен ряд терминов.

В частности, выражение «Грузовая транспортная единица» («ГТЕ») имеет то же значение, что и «Интермодальная транспортная единица» («ИТЕ»). Как следует из Рекомендаций, аббревиатурой ГТЕ можно обозначить грузовой контейнер, съемный кузов, транспортное средство, железнодорожный вагон или любую другую подобную единицу.


Грузовой контейнер

Грузовой контейнер.
В данном случае — частично вентилируемый
20-футовый фанерный контейнер.

Грузовой контейнер

Съемный
кузов.

Грузовой контейнер

Транспортное
средство.

Грузовой контейнер

Вагон.
В данном случае —
вагон с раздвижной стенкой.

Грузовой контейнер

Ролл-трейлер.

Грузовой контейнер

Ролл-трейлер.

Грузовой контейнер

Кассета.

Грузовой контейнер — это предмет транспортного оборудования, который имеет постоянный характер, а потом достаточно прочен, чтобы быть пригодным для многократного использования. Контейнер имеет особую конструкцию, обеспечивающую удобную перевозку грузов даже на нескольких видах транспорта без промежуточной разгрузки содержимого. Контейнер спроектирован так, чтобы его можно было легко закреплять, выполнять погрузо-разгрузочные работы.

Грузовой контейнер

Грузовой контейнер. В данном случае — 40-футовый стальной гофрированный контейнер.

... «постоянный характер, достаточная прочность и пригодность для многократного использования» — все эти определения не имеют смысла, если контейнер неправильно упакован и закреплен.

Повреждения

Повреждения

На рисунке продемонстрированы повреждения, полученные контейнерами из-за их неправильной упаковки и закрепления.


Контейнер средней грузоподъемности для массовых грузов — жесткая, полужесткая или мягкая переносная упаковка, которая:

  • имеет вместимость не более трех кубометров или 3000 литров для твердых веществ и жидкостей;
  • разработан для механической грузообработки;
  • устойчив к нагрузкам, возникающим при погрузочно-разгрузочных работах и транспортировке, как подтвердили испытания.

Жесткий контейнер средней грузоподъемности

Жесткий контейнер средней грузоподъемности.

Жесткий контейнер средней грузоподъемности

Жесткий контейнер средней грузоподъемности.

Полужесткий контейнер средней грузоподъемности

Полужесткий контейнер средней грузоподъемности.

Мягкий контейнер средней грузоподъемности

Мягкий контейнер средней грузоподъемности.


Интермодальная транспортная единица (ИТЕ) — контейнер, съемный кузов или полуприцеп, подходящий для интермодальных грузоперевозок.

Грузовой контейнер, подходящий для интермодальных перевозок

Грузовой контейнер, подходящий для интермодальных перевозок.

Съемный кузов, используемый для интермодальных перевозок

Съемный кузов, используемый для интермодальных перевозок.

Автопоезд, состоящий из седельного тягача и прицепа

Автопоезд, состоящий из седельного тягача и прицепа.

Съемный кузов

Съемный кузов — это грузовая транспортная единица, соответствующая стандарту ISO 1161:1983, оборудованная, как минимум, четырьмя фитингами для размещения твистлоков (поворотных замков), с помощью которых она прикрепляется к раме.

Съемный кузов не предназначен для штабелирования, но обычно он оснащен опорными стойками для комбинированной транспортировки на автомобильным и железнодорожном транспорте.



Дорожное транспортное средство

Транспортное средство означает ТС, передвигающийся по автодорогам, или железнодорожный грузовой вагон, на постоянной основе прикрепленный к раме и колесам, которое загружаются и выгружаются как единое целое. Этот термин также объединяет в себе трейлер, полуприцеп или аналогичную подвижную единицу, за исключением тех, которые применяют только погрузки и разгрузки.

Железнодорожное транспортное средство

Железнодорожное транспортное средство


Различаются большие, средние и малые контейнеры.

В этом справочнике мы рассказываем о закреплении грузов, которые транспортируются в больших контейнерах, причем основное внимание мы уделяем тем, которые перевозятся по морю, хотя бы какой-то отрезок своего пути. В принципе, изложенные правила крепления груза распространяются и на другие контейнеры. В частности, на средние контейнеры, разработанные специально для железнодорожных перевозок. Малые контейнеры используются в сборных грузах и транспортируются как автомобильным, так и железнодорожным транспортом. Однако ни одна из вышеупомянутых групп здесь не рассматривается.

В зависимости от модификации контейнера и используемого стандарта различаются:

  • контейнер ISO (также известный как контейнер для зарубежных морских перевозок или трансконтейнер);
  • контейнер ASA (Американская ассоциация стандартов);
  • контейнер для внутренних перевозок.


Международный стандарт необходим для стандартизации транспортных и погрузочно-разгрузочных работ, например для обеспечения единообразной практики погрузки и установки контейнеров с помощью подъемных механизмов и наземных конвейеров или маркировки контейнеров. Кроме того, существует ряд других национальных и международных положений, имеющих юридическую силу, которые охватывают как можно более широкий диапазон характеристик специальных контейнеров для рационализации грузоперевозок или дают инструкции по их применению.

Мы не будем здесь перечислять отдельные стандарты, так как они имеют опосредованное отношение к упаковке и креплению груза. Если какой-то конкретный стандарт будет здесь уместен, мы обязательно на него сошлемся.


Считаем необходимым упомянуть об одном важном положении, имеющем юридическую силу, —Международной конвенции о безопасности контейнеров. Она определяет термин контейнер следующим образом: «контейнер» — это предмет транспортного оборудования:

  • постоянного характера и, соответственно, обладающий достаточным запасом прочности, чтобы быть использованным многократно;
  • специально предназначенный для облегчения перевозки грузов одним или несколькими видами транспорта без промежуточной перегрузки;
  • оснащенный угловыми фитингами для обеспечения безопасности при перевозке и грузообработке;
  • имеющий следующие размеры: не менее 150 кв.футов (14 кв.м.)при наличии нижних фитингов, и не менее 75 кв.футов (7 кв.м.) при наличии верхних фитингов

Термин «контейнер» не охватывает ни транспортные средства, ни упаковку; но включает в себя контейнеры, перевозимые на шасси.


В стандартах DIN ISO 668 «Контейнеры ISO серии 1: классификация, размеры и характеристики» и DIN ISO 830 «Контейнеры — номенклатура», контейнеры определяются следующим образом:

транспортный контейнер

  • носит постоянный характер и, соответственно, достаточно прочен, чтобы использоваться многократно;
  • специально сконструирован для облегчения грузоперевозок на одном или нескольких видах транспорта без промежуточной перегрузки;
  • подходит для механической грузообработки;
  • разработан для обеспечения быстрой погрузки и разгрузки;
  • имеет вместимость не менее одного кубометра.

Транспортные средства и упаковка входят в понятие «контейнер».


В принципе, единственное различие между «Международной конвенцией по безопасным контейнерам (CSC)» и стандартами DIN ISO заключается в том, что первый предусматривает площадь поверхности контейнера не менее 14 кв.м или 7 кв.м в зависимости расположения от угловых фитингов, в то время как второй стандарт относит к контейнерам емкости от одного кубометра.

В этом разделе мы не будем вдаваться в конкретные определения термина «контейнер», приведенные в законодательстве о транспортировке опасных материалов, но, если возникнет такая необходимость, расскажем об этом подробнее.

Актуально сейчас

Весенняя распутица – ограничение проезда грузового транспорта с 1 марта по 31 мая 2019 года
С приходом весны несущая способность автодорог снижается, и увеличивается риск повреждения дорожного покрытия – изменения вызваны повышением уровня влажности грунтов.
19.03.2019
Интервью с учредителем LOGINOF
Уважаемые партнеры!

В честь 5-ти летнего Юбилея «Loginof» на информационном портале Ати. су вышло интервью с учредителем компании – С.В. Логиновым.
03.12.2018
Москва и область
Спасем лес вместе
Мы не можем полностью исключить негативное влияние человека на окружающую среду, но можем сделать все, что в наших силах, чтобы его минимизировать.
06.06.2019
Вернуться к списку новостей